социально .ориентированная некоммерческая организация
исполнитель общественно полезных услуг
29 декабря 2018
За деревьями видеть лес
655

Почему зрители нынче не спешат на стадионы – размышления на эту тему предлагаем сегодня вашему вниманию.

Много лет хоккей с мячом считался одним из самых благополучных в отношении посещаемости видов спорта. Болельщики плотно заполняли стадионы и в советскую эпоху, и в начале российской истории. Собственно, впереди оранжевого мяча уверенно шагал только футбол. Были годы, когда средняя посещаемость игр элитного дивизиона превышала пять тысяч человек. Даже хоккей с шайбой, не говоря о волейболе, баскетболе, гандболе не мог конкурировать с хоккеем с мячом хотя бы по причине скромной вместимости крытых спортсооружений, существенно уступавших стадионам. Цифры посещаемости отдельных игры по бенди просто поражали воображение, и не только в далёком прошлом. Так, финал чемпионата мира 2007 года в Кемерове посетили 35 000 зрителей. Шесть лет спустя решающий матч чемпионата Швеции на «Френдс Арене» собрал 38 424 человека.

В последние годы ситуация заметно ухудшилась. И нынче вполне обычной является ситуация, когда аудитория матча соревнований Суперлиги исчисляется не в тысячах, а в сотнях зрителей. Разумеется, снижение посещаемости волнует всех причастных к нашему виду спорта. Эти вопросы обсуждаются в разных городах, и везде находят свои причины – мало афиш, плохо играет команда, прямые трансляции матчей можно увидеть в Интернете. Согласиться с подобным трудно. В современных реалиях афиши особой роли не играют, в этом можно убедиться в той же Западной Европе. И трудно представить себе «болельщика», заявляющего, что, дескать, он бы и сходил на хоккей, да вот никак не может узнать, где и когда в него играют. Плохо играет команда? Но это спорт. Во все времена и во всех странах найдутся команды, играющие в данном сезоне хорошо, и играющие плохо. На общей посещаемости соревнований подобное сказываться не должно. Что касается прямых трансляций, то хоккей с мячом в этом плане отнюдь не одинок.

Очевидно, что проблема носит глобальный характер – без каких-то географических привязок и конкретных дисциплин. Ведь подобная ситуация складывается и в других видах спорта, включая даже футбол. Да, от желающих посетить матч «Зенит» – «Спартак» нет отбоя, но игры других клубов, не входящих в число пяти-шести топовых, собирают зачастую 3-4 тысячи зрителей. А встречи команд второго по значимости дивизиона, ФНЛ и вовсе проходят при пустых трибунах. Думается, что на посещаемость соревнований влияют следующие факторы.

1). «Раскрученность» турнира, присутствие и обсуждаемость его во всех видах СМИ. Футбольный чемпионат мира, прошедший нынче в России, даёт хорошую пищу для размышлений. Всего лишь пара примеров. Игры Колумбия – Япония в Саранске и Дания – Австралия в Самаре посетили свыше 40 000 зрителей. Хотя вполне очевидно, что людей, готовых за немалые деньги посмотреть именно эти матчи в названных городах существенно меньше. Но это, если говорить об играх в «чистом» виде. В реальности же огромную роль сыграла аура чемпионата, мода на сопричастность к событию в любом виде! Такую раскрученность и то лишь отчасти имеют у нас РПЛ и КХЛ, но и то далеко не все входящие в них клубы. Хоккей с мячом, как и многие другие игровые виды спорта, в этом плане находится на задворках.

2). Комфортабельность спортивных арен. Имеются десятки примеров, когда при всех прочих равных условиях посещаемость вырастала примерно в два-три раза только за счёт перехода клуба на новую, более современную и комфортабельную арену (возьмём хотя бы футбольный «Урал»). Для хоккея с мячом этот нюанс важен вдвойне. Ведь в этом виде спорта, а также в футболе, в отличие от всех остальных, игры проводятся на открытом воздухе. Но в футбол всё-таки играют в существенно более тёплую погоду! Трудно сказать, сколько зрителей собирали бы матчи баскетболистов и волейболистов в 20-градусный мороз с ветром… Вполне возможно, что вы спросите: а как же раньше? Надо отдавать себе отчёт, что требования современного зрителя к условиям его пребывания на арене выросли неимоверно. И один тот факт, что в мороз и ветер стоять на трибунах стадиона ему некомфортно, способен перевесить все остальные аргументы в пользу посещения матча.  В этом смысле болельщик отнюдь не одинок, точно также выросли стандарты качества в любой другой отрасли. Если раньше ради купания в море люди отправлялись на юг, мирясь с тем, что ежедневно придётся часами стоять в очереди в столовую и жить чуть не в сарае, то сейчас вопросы, на какой линии находится отель и какой в нём режим питания потенциальный турист задаст в первую очередь…

Применительно к хоккею с мячом сказанное означает – без строительства современных КРЫТЫХ арен изменить ситуацию в лучшую сторону будет очень сложно. Процесс идёт, но пока мы по-прежнему отстаём от Швеции. Сейчас, даже в деревнях, там строят только крытые арены, пусть даже простейшие.

3). Уровень игры местной команды. Да, он очень важен, и всё-таки в перечне причин мы отводим ему лишь третье место. Зачастую команде даже необязательно находится в числе лидеров, важно, чтобы она была просто конкурентоспособна. Массовый исход игроков и слухи о том, что денег на ближайший выезд может и не найтись, интерес к выступлениям подобного клуба рубят на корню.  

НА СНИМКЕ. Матч чемпионата мира по хоккею с мячом 1965 года СССР - Норвегия на свердловском Центральном стадионе.  

 

 

 

 

  

 

 

- Свердловская областная федерация хоккея с мячом
Экипировочный центр
«АКАДЕМИЯ ХОККЕЯ»
- Коньки
- Маски, визоры
- Футболки, водолазки
- Щитки
- Клюшки
- Аксессуары
   и многое другое
ПАРТНЁРЫ
BIG HIT
2017 2018 2018
Победитель конкурса на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества
Победитель конкурса на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества
Победитель конкурса СО НКО на получение субсидии МФКиС Свердловской области